Самые удобные для езды - асфальтированные и бетонированные Дороги. Но интенсивное автомобильное движение на них требует от велотурисгов дисциплинированности, выдержки, привычки спокойно реагировать на проносящиеся рядом автомобили. Ехать надо по самой кромке шоссе в один ряд, не допуская выезда из строя и обгона едущих впереди туристов; не «зевать», так как можно легко соскочить с твёрдого полотна дороги на мягкую песчаную обочину.
Хороши для велосипедов исправные грейдерные дороги, покрытые гравием или щебёнкой. Правда, в сухую погоду они пыльны. На некоторых встречается выбитая автомобилями «гребёнка». Ехать по ней хуже, чем по булыжнику: на скорости велосипед прыгает и сильно бьёт, отчего ноги соскакивают с педалей. Иногда «гребенку» засыпают гравием или песком без укатки - и тогда ехать ещё труднее.
Качество грунтовых дорог без специального покрытия зависит от качества грунта и погоды. После длительных дождей для велосипеда они почти не проезжие, а в сухую погоду очень пыльны. Автомобили оставляют на них глубокие колеи, затрудняющие передвижение на велосипеде. В низинах они, как правило, заболочены. Через мелкие протоки редко бывают мостики - чаще броды.
Лесные дороги часто покрыты мягким слоем лесного опада (хвоя, старая листва, шишки), затрудняющего движение. Много выступающих корней. В низинах дороги заболочены, нередки и мелкие броды. В сосновых участках встречаются песчаные участки, не пригодные для езды на велосипеде; в этом случае приходится передвигаться пешком. Однако езда лесом приятна, особенно в жаркую или ветреную погоду.
Пешеходные тропы обычно хорошо утоптаны, но извилисты и узки. Езда по ним требует навыка и уверенности. Часто такая тропа проходит среди густого подлеска, между камнями, кочками, пнями и другими препятствиями, о которые можно зацепиться или удариться на ходу педалями. Иногда тропинки резко переходят в крутой спуск,-за которым следуют брод или переправа по бревну или кладкам.
Серьёзное препятствие при движении - ремонт дорог. В это время дорога наполовину сужена, завалена песком, щебнем. Чаще ремонтируемую дорогу просто закрывают, и тогда необходим объезд в несколько километров, иной раз по тяжёлой временной дороге. Подъёмы и спуски требуют особого внимания. Брать с ходу имеет смысл только короткий и некрутой подъём. Длинные и затяжные подъёмы, даже и не очень крутые, лучше пройти пешком.
На спусках развивать сравнительно большую скорость можно, когда дорога хорошая и далеко просматривается. В остальных случаях надо с самого начала плавно (без рывков) притормаживать и ехать осторожно, с интервалом 10-12 метров, особенно если дорога с крутыми поворотами, ограниченным обзором и интенсивным движением. Следует помнить, что в низинах грейдерных и грунтовых дорог скапливается песок, смываемый туда дождями, а сами низины часто заболочены или разбиты. Кроме того, здесь почти всегда построены мосты, у въезда на которые, как правило, большие выбоины и ухабы, а иногда неуплотнённая подсыпка.
Крутые повороты на спусках надо проезжать на малой скорости, иначе при резком торможении возможны заносы велосипеда, удары о дорожные ограждения, наезды и столкновения. Резкое торможение и крутые повороты на мокрых, песчаных и грязных дорогах приводят обычно к заносу велосипеда и падению.
Во время движения по дорогам надо особенно опасаться грузовых автомобилей с сеном или длинномерными грузами (доски, трубы, сортовой металл), выступающими далеко за пределы кузова. Обгоняя, водитель автомашины незаметно для себя может сбить велосипедиста.
Съезды на обочину требуют осторожности, так как она часто бывает очень рыхлой, и колесо сразу же вязнет, а велосипедист падает.
*
Тэги: Техника, движения, Качество, грунтовых, дорог, без, специального, покрытия, зависит, от качества, грунта, и погоды