Станица Новодмитриевская

От Калужской продолжаем движение в северо-западном направлении по асфальтированной дороге. Через 17 километров въезжаем в станицу Новодмитриевскую, расположенную в правобережье р. Шебш. Из Новодмитриевской по гравийной дороге через невысокий водораздел попадаем в долину р. Афипс. Переезжаем по мосту на левый берег. По асфальтированной дороге, следующей из пос. Афипского в южном направлении, въезжаем в ст. Смоленскую, находящуюся в долине р. Афипс (басе. р. Кубань).
Адыгейское название станицы - Панатук (Пэнэтыку), в переводе -«терновый кут» (панэ - «колючка», «терновник»; тыку - «кут», «урочище»). В годы Кавказской войны место, где находилась станица, было ареной ожесточённых боев. После окончания Кавказской войны почти всё адыгейское население долины р. Афипс переселилось в Турцию.
Пересекаем Смоленскую в меридиональном направлении (с севера на юг). Асфальтированная дорога проходит по левому берегу р. Афипс. Через 4 километра подъезжаем к развилке. Прямо по долине Афипса дорога уходит к ст. Крепостной - мы же сворачиваем влево и продолжаем движение в южном направлении, в сторону селения Тхамаха. По пути проезжаем мимо дачных построек, через невысокий водораздел спускаемся в долину р. Безепс, левого притока р. Шебш. Дальнейшее движение по дороге, вверх по долине р. Безепс. На ночлег останавливаемся в районе х. Мирный, на одной из полян в долине р. Безепс.
От Мирного продолжаем движение в восточном направлении. Через 8 километров пути подъезжаем к развилке. Вправо уходит дорога к селу Шабановское, находящемуся в долине реки Шебш, мы же сворачиваем влево, через два километра въезжаем в небольшое селение Тхамаха. Селение расположено чуть выше устья р. Адегако (басе. р. Шебш).
По преданиям, именно в районе нынешнего селения Тхамаха находилась священная адыгейская роща, связанная с древним адыгским божеством - Ахыном, покровителем стад и скотоводства. Ежегодно осенью Ахыну приносили в жертву корову и чёрных коз. Корова, которую Ахын избрал, рёвом давала знать своим хозяевам о том, что она удостоилась стать жертвой. После этого её мыли молоком, и корова сама отправлялась к месту жертвоприношения - к реке Шебш. Такая корова именовалась по-адыгски Ахынэ ичэм лъэрык1у - «самошествующая корова Ахына». Жертвоприношение совершалось под вековыми деревьями. Эти места были священны. Под их сенью преследуемые находили защиту. Следует сравнить арабское ахун - «священнослужитель» с именем Ахын (Ахун, Ахин). В кабардинском фольклоре Ахын - старокабардинское название Чёрного моря: от слова хы - «море». По мнению Г. Ф. Турчанинова, Ахын возник от греческого Понтос Ахейнос - «море негостеприимное», т.е. «чёрное море».






*

Тэги: , , , , , , , , ,

 

RSS Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет