Из «Истории адыгейского народа» Ш.Б. Ногмова известно, что в VI в. при императоре Юстиниане византийская православная церковь вела среди адыгов проповедь учения Христа.
По решению Вселенского собора в 672 г. земли адыгов были прикреплены к Михетской епархии (Грузия), служившей от Константинополя. Но до сих пор следы раннего христианства обнаружены только в Причерноморье. Если окажется, что языческое святилище крепости «Псыфабэ» со временем было преобразовано в христианскую базилику, подобно тому, как языческое капище в VII в. было перестроено в христианский Храм креста в Мцхете, то город Горячий Ключ станет самым восточным пунктом раннего христианства на Северном Кавказе.
Открытый памятник археологии и оборонного зодчества следует считать зихско-фатской крепостью V—VII вв. Укрепление «Псыфабэ» служило цитаделью раннего средневекового поселения, располагавшегося с восточной стороны скалы у подножья г. Абадзехской. Очевидно, после 370 г., когда начались набеги гуннов, и особенно в V в., когда при знаменитом царе гуннов Атилле они участились, была воздвигнута южная стена. История адыгов характеризует нашествие аваров в VII в. под предводительством хана Байкана как самое губительное. Главное сопротивление аварскому завоеванию организовал хамышейский (бже-дугский) князь Лаврисган. Именно тогда и должны были быть воздвигнуты основные фортификационные элементы.
В процессе раскопок, обмеров и вычерчивания плана крепости выяснилось: при сооружении стены, окружавшей верхнюю площадку, площадь цитадели уменьшилась почти на треть - настолько, что в ней вряд ли могло разместиться население посёлка в случае внешней опасности. Но княжеская семья с прислугой располагалась свободно. Возможно, «Псыфабэ» было феодальным замком.
Разумеется, народу были известны минеральные источники уже в меотско-фатское время (I в. н. э.), но феодальная верхушка присвоила себе право распоряжаться ими. Это право надо было отстаивать. Для этого максимально была укреплена резиденция.
О наличии и использовании минеральных источников в землях адыгов (зихов) имеются сведения византийских авторов. Так, историк VI в. Прокопий из Кесарии писал о фонтанирующем источнике в землях зихов неподалеку от Синдской Гавани с названием Сапаксы (Сапэпсы) - водяная пыль, по-адыгейски.
Из сказанного можно предположить: Псекупские минеральные воды были известны местному древнеадыгейскому населению с раннего железного века; но о них нет упоминания в письменных источниках. В связи с ними у нынешней горы Абадзехской появилось поселение фатов.
*
Тэги: История, адыгейского, народа, процессе, раскопок, обмеров, и вычерчивания, плана, крепости, выяснилось