Маэты

Маэты - на берегах Меотийского (ныне Азовского) моря.
Синды - занимают почти весь Таманский полуостров и берег Чёрного моря до Анапы.
Керкеты (натухаджи) - от Анапы до Геленджика (исследователи полагают, что термины «керкет» и «черкес» тождественны; в греческом алфавите не было обозначения звука «ч», оно было заменено буквой «к» (П.К. Услар. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881, с. 453).
Ахеяне - вдоль морского берега на юго-восток от Геленджика. Здесь, видимо, адыгское «ахы» («хы» - море) в сочетании с «-яне» означает «приморяне», поморяне. (А. Гадагатль. Героический эпос Нарты. Майкоп. 1987 г.). Их соседи - гениохи. Гениохи граничили на юго-востоке с Великой Диоскурией.
Колхи занимали пространство между гениохами и рекой Фазом.
Помимо этого перечень меотийскмх племён встречается и в Бос-порских надписях, в которых упоминаются синды, дандарии, тореты, псессы, фатеи, досхи.
Античные авторы помещают меотов вдоль восточного побережья Азовского моря и в дельте реки Кубани. Археологические памятники устанавливают, что меотийские племена жили не только на побережье, но занимали и территорию бассейна р. Кубани в низовьях и среднем её течении, как по правобережью, так и в предгорье. (Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957, т. 1).
Кто такие меоты? Этноним «мыут» - самоназвание адыгоязычного племени. Поскольку люди именовались по месту (географии) их проживания, топонимы одновременно были и этнонимами - названиями племенных образований, племён и народов. Так, живущих у моря Хы Мыут (по-адыгейски: «море, не имеющее запруды») именовали «мыут» (меот). Людей, живущих у «адых» - «адэх» (по-адыгейски - у того, отдалённого, моря - адых-адэх, т.е. «поморец»). Этот этноним стал общим наименованием всех адыгоязычных племенных объединений.
В меотские времена долину реки Псекупс населяло протоадыгское племя фатов (фатеев), фигурировавшее в античных письменных источниках с IV века до н. э. Оно занималось земледелием и ремёслами. Фат-ская гончарная культура продолжается и в эпоху Великого переселения народов, т.е. до VII века. Ни нашествие гуннов, ни гибельное завоевание аваров в VI веке не прервали её развития. Об этом говорят многочисленные укреплённые городища в низовьях рек Псекупса, Марты и Пчаса, исследованные краснодарским археологом Н.В. Анфимовым.
Керамика крепости Псыфаб (место Горячего Ключа называется адыгами «Псыфаб» - тёплые воды) на территории парка курорта Горячий Ключ демонстрирует культуру фатов в горной части края. (Раскопки крепости велись адыгейской археологической экспедицией под руководством известного адыгейского ученого-историка Н.Г. Ловпаче). По собранному материалу, керамике, этот памятник археологии датируется V—VII веками н. э., но имеются более древние находки, которые скорее всего можно отнести к позднемеотскому периоду (первые века н. э.) и даже к бронзовому веку. Самое позднее время использования крепости ХШ-Х\/1 века. Этот период позднего средневековья истории черкесов в археологии носит название «Белореченская культура» и иллюстрируется высокотехнической красноглиняной керамикой.






*

Тэги: , , , , , , , , , , , ,

 

RSS Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет