На крыше иных дольменов есть чашеобразные углубления - они дают повод думать, что в них помещались жертвоприношения или пища во время тризн.
Во многих дольменах полом служит монолитная песчаниковая плита (шестая по счету во всём сооружении), в других случаях пол мавзолея вымощен мелким камнем: в середине его находится каменный ящик.
Перед фасадом дольмена всегда имеется площадка - иногда искусственная, иногда естественная, изредка огороженная менгирами и кромлехами. Очевидно, она была нужна для ритуальных целей.
Отверстие портала всегда широко - чтобы в него мог проникнуть человек. В литературе описан только один дольмен, имеющий маленькое овальное отверстие - с наибольшим размером 26 сантиметров. Он был обнаружен Е.Д. Фелицыным на Зацепиной поляне близ станицы Баговской.
Вес монолитных плит, использованных при строительстве дольменов, достигает 23 т. Строители использовали местные породы - прочные песчаники, плотные известняки. Но иногда гигантские плиты им приходилось транспортировать на расстояние 15-20 километров. В таких случаях были нужны одновременно усилия не менее 150 человек. Быть может, использовалась тягловая сила быков. Камень обкалывался, шлифовался, в плитах выбивались пазы. Считается установленным, что строители дольменов применяли при обработке плит шлифовальные камни и тёсла с округлыми и прямыми лезвиями и что при возведении мавзолеев они использовали натянутый шнур и отвес. Перемещая и разворачивая многотонные глыбы, они прибегали к помощи рычагов, верёвок, подсыпок и тому подобных средств.
Дольмены служили местами одиночных, парных и множественных захоронений. В последнем случае покойники сидели по углам и в центре. Рядом с ними располагалась погребальная утварь - керамика с примитивным орнаментом, металлические ножи и топоры, бронзовые ритуальные крюки, кремневые наконечники дротиков и стрел... Тела умерших украшали сердоликовые бусы, золотые височные кольца. Иногда в дольменах находили скелет собаки - это животное сохраняло своё сторожевое назначение и в погребальном ритуале. Многие изделия, найденные в дольменах, выполняли роль «опорных» (то есть по ним было установлено время создания дольменов), другие были квалифицированы как материал, помещенный внутрь мавзолеев в более поздние времена. Найденный инвентарь и орнаментировка дольменов, символизирующая идею возрождения жизни и идею плодородия, свидетельствуют о связи между культурами горного Закубанья и Средиземноморья.
Впоследствии некоторые дольмены стали играть роль мест вторичных, многократных захоронений и превратились во вместилище костей - оссуарии. В дальнейшем дольменное погребение сменилось обычаем хоронить мертвецов на ветвях деревьев.
Дольменная культура сыграла заметную роль в становлении абхазо-адыгского этноса на его раннем этапе. Мегалитические мавзолеи вошли 8 словарный состав языков народов западной оконечности Кавказа и в предания. Мегрелы называли дольмены «одзвале», «садзвале» (вместилище костей), а также «мдишкуде» (дома великанов), абхазы - «адамра» (древние могильные дома). Адыги первоначально пользовались словом «кеунеж», которое имеет тот же смысл, что и абхазское «адамра», а в более поздние времена термином «испыун» («испун», «спыун»), который переводится как дом карлика («спи» - карлик, «унэ» - дом).
Согласно адыгским преданиям, дольмены - жилища, построенные великанами («нарт», «енажь») для соседнего с ними племени карликов («спи», «цан», «цанна»), - из великодушия и жалости к беззащитным существам. Впрочем, есть вариант легенды, утверждающий, что коварные карлики вынудили хитростью простодушных гигантов выполнить эту работу. Более поздние адыгские сказки утверждают, что круглое отверстие дольмена гномы, как лихие джигиты, преодолевали, выпрыгивая из испыуна и запрыгивая внутрь верхом на зайцах.
Появившиеся впоследствии в горном Закубанье черноморские казаки окрестили дольмены «богатырскими хатками» - названием, отражающим скорее не размеры здания, а усилия, употреблённые при его постройке.
Дольмены на Кубани вот уже почти двести лет вызывают пристальный научный интерес. Ученые подчеркивают, что с ними и сегодня связано множество тайн и загадок. Слабо изучены прижизненные поселения носителей дольменной культуры, еще не создана хронологическая шкала дат сооружения дольменов, основных архитектурных типов и смены погребального в них обряда. Недостаточно освещен вопрос об отношении культуры дольменов к предшествующим и последующим культурам. Неравномерно исследованы существующие дольмены.
Опыт последних десятилетий показывает, что некоторые из дольменов, относящихся к описанным в литературе дольменным группам, местонахождение которых потеряно, были вновь обнаружены турисга-ми. Не исключена возможность обнаружения дольменов, неизвестных науке, не включенных в существующие каталоги. Задача - отыскать Дольмены, снабдить их аншлагами, сообщить о них специалистам -Доступна всем, кто ходит в горы работать или путешествовать: лесо-РУбам, туристам, краеведам, охотникам, юным следопытам...
Дольмены, находящиеся в районе высоты 522,2 м, относятся к плиточному типу. К сожалению, они были сильно разрушены во время ^соразработок в конце 60-х годов прошлого столетия.
*
Тэги: Немного, о дольменах, Дольмены, служили, местами, одиночных, парных, и множественных, захоронений, сожалению, преданиям