В колонне велотурисгов головным едет наиболее опытный участник, знакомый с дорогой или лучше других предварительно изучивший её. Чаще всего это руководитель группы (инструктор). Он ведёт учёт пройденного расстояния и поддерживает установленный режим движения. За ним едут менее сильные. Замыкает колонну опытный турист. У него ремонтные материалы, инструменты, аптечка. Он следит, чтобы не было отстающих, и оказывает помощь тем, у кого случились неполадки с велосипедом или багажом.
Связь по линии поддерживается установленными сигналами. При вынужденной остановке хотя бы одного участника останавливается вся группа. Во время движения устанавливаются следующие интервалы между велосипедистами: на нормальной дороге - 2-3 метра, на полевых и лесных дорогах - 5-6 метров, на особо сложных и мокрых участках, а также на спусках - 10-12 м.
После первых 20-25 минут движения делается общая остановка -для проверки велосипедов, устранения обнаруженных недостатков в регулировке машины и упаковке багажа.
Привалы в пути в зависимости от рельефа местности, качества дороги и погоды - разной продолжительности. Если дорога хорошая, местность ровная и ветер не мешает, целесообразно придерживаться такого режима: 27 минут езды - 3 минуты пешком, 23 минуты езды - 2 минуты пешком, привал 5 минут. Если рельеф местности, состояние дороги и другие факторы заставляют часто сходить с велосипеда, можно двигаться 50-55 минут, 5-10 минут отдыхать. При сильном встречном ветре время движения пешком увеличивается за счёт сокращения времени на остановки. Такие пешеходные паузы позволяют размять работавшие члены, восстановить правильную циркуляцию крови, ввести в норму ритм дыхания. Активный отдых лучше пассивного - лёжа или сидя.
Следует предостеречь от увлечения большими скоростями: они не только требуют больших затрат физической энергии, но и невольно заставляют сосредоточивать внимание на небольшом участке дороги перед колесом. Всё остальное - часто очень интересное - ускользает от внимания велотуриста.
В конце дневного перехода пешеходные паузы можно увеличивать. В описанном режиме движения при скорости 12 км/час средняя скорость будет 10 км, а при 15 км/час - 12,5 км.
В течение 6-7 чистых ездовых часов (больше ехать не следует) велоту-рисг без труда может покрыть 60-70 км, в благоприятных условиях - ровный профиль, хорошее состояние дороги, попутный ветер - до 100 км.
В горных районах с сильнопересечённым рельефом и в бездорожье нагрузка на ходовой день не должна превышать 30-40 км. Средняя скорость при этом будет колебаться от 5 до 15 км/час. Вес багажа не должен превышать 10 кг для женщин и школьников 9-10-х классов и 16-18 кг для мужчин. Не менее 2/3 дневного перехода туристы должны проехать в первой половине дня, до большого привала.
Путешествуя в центральных и южных районах, целесообразно придерживаться следующего распорядка дня:
Подъём в 5.30-6 часов; 10-15 минут - зарядка, 10-15 минут - туалет; затем завтрак и сборы в путь. Дежурные поднимаются раньше и готовят завтрак. Лучше приготовить его накануне, вместе с ужином, а утром подогреть. Начинать движение не раньше чем через 0,5-1 час после принятия пищи.
В 11-12 часов устраивается большой привал - 4-5 часов для отдыха, обеда и намеченных мероприятий. Приходится он на самое жаркое время дня.
Установленные графиком нормы и время передвижения могут быть нарушены из-за проколов шин, мелких, а иногда и крупных поломок велосипеда, неблагоприятных условий погоды. В любом случае без уважительных причин график похода нарушать нельзя, иначе это приведёт к тому, что намеченные мероприятия не будут выполнены. Или Для них потребуется дополнительное время.
*
Тэги: Организация, движения, Привалы, в пути, в зависимости, от рельефа, местности, качества, дороги, и погоды